сайт воспитателя Усмановой Ляйсан Рафаиловны

Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

 Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи, образности речи.

Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своей речи. 

К 5-6 годам ребенок уже имеет опыт общения с людьми и окружающим миром. При чтении сказок он хорошо представляет события и героев. Устное народное творчество помогает ребенку не просто говорить, описывая последовательность событий, а еще и обогащает речь. С самого детства малыш привыкает к красивой повествовательной речи.

В повествовании часто повторяются такие выражения, как «утро вечера мудренее», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; используются постоянные эпитеты «море синее», «лес дремучий», «травушка – муравушка», «как буря налетел» и т.д.

Сказка может помочь в обучении связной речи. При работе со сказкой как со средством развития речи, можно использовать ряд методов и приемов.

Методы и приемы работы со сказкой

Умение задавать вопросы – важный пункт в оценке сформированности речи ребенка.

Упражнение – игра «Задай вопрос героям сказки»

Игра позволит научиться строит фразы и предложения. Можно придумывать шуточные вопросы: это расслабит ребенка и доставит радости.

После прочтения очередной сказочной истории предложите детям написать письмо одному из героев. Так как дети еще не умеют писать, письмом будет рисунок, который ребенок будет рисовать и описывать, используя слова из текста.

Игра «Новое название»

Предложите детям поиграть в игру «Новое название»: придумать названия известным сказкам так, чтобы смысл не потерялся.

«Творческое преобразование»

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах: этот метод (игра) развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно иные обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными.

Например: Лиса и Заяц вместо ледяной и лубяной избушек могут поселиться на летающих тарелках, или еще где-то по желанию детей.

2. Коллаж из сказок: в книге со сказками перепутались страницы. Что же произошло с героями сказок?

3. Перевирание сказки: метод используется, когда сказка хорошо знакома детям.

Например: жили - были дед и баба. Была у них кошечка Ряба!  

Дети поправляют: не кошечка, а Курочка!

Воспитатель: Я просто забыла! Конечно Курочка! 

Изменение ситуации в знакомых сказках. Метод приучает детей менять ситуации в сказках. Например: сказка «Гуси – лебеди». На пути Машеньки встречается Волк, Шурале и т.д.

4. Сказка по-новому: метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Берется сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Например: 7 козлят становятся непослушными и капризными, а волк помогает маме – козе их найти.

5. Эксперименты в сказках: развивает речь и творческое мышление.

Например: Лиса не съела Колобка. Что случится дальше?

6. Сказки – превращения: метод помогает детям в мыслях превратиться в кого – то или во что – то. А как бы ты поступил на его месте?

7. Спасательные ситуации: продумывается экстремальная ситуация, которая требует различных вариантов решения. Данный метод является предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и развитию связной речи.

8. Закончи сказку: придумать другой конец сказки. Развивается умение логически завершать рассказ, активизируется словарный запас.

Для развития образной речи предлагаются следующие приемы работы со сказкой:

1. Подобрать как можно больше определений главному герою (событию, явлению, предмету). Например: Баба – Яга – она какая? (злая, хитрая, вредная, коварная …); а Убырлы – какая? Чем похожа на Бабу – Ягу?

2. Сочинить длинное, и в то же время смешное слово. Например: лиса – пушистохвостая, Батыр – ничегонебоящийся.

3. Словесные зарисовки: детям предлагают вообразить себя художниками – иллюстраторами. Подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, задаем вопросы, помогающие уточнить для себя ту или иную деталь («Как выглядит твой волк? Какие у него глаза?)

Одним из эффективных методов развития речи считается драматизация. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям.

Исчерпывающую оценку сказки дал К. Ушинский: « Сказка читается детьми легко уже потому, что во всех сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса». 

20 февраля 2017 в 11:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.